Дизартрия у ребенка: причины, симптомы, лечение

Дизартрия – нарушение произношения слов по причине недостаточной иннервации речевого аппарата, то есть из-за плохой связи тканей и клеток с нервными окончаниями. Достаточно часто такой диагноз ставят детям. При этом у больных дизартрией малышей наблюдается ограниченная подвижность, мягкого неба, губ, языка и других органов речи, что собственно и затрудняет произношение.

Виды заболевания

Достаточно много причин могут вызвать данное заболевание, поэтому при появлении первых же симптомов рекомендуется обратиться к врачу, так как при своевременной диагностике и лечении можно надеяться на хороший прогноз.

Дизартрия у детей разделяется на несколько видов в зависимости от пораженного места:

  • Бульбарная развивается вследствие местного паралича мышц, которые участвуют в артикуляции. Сопутствующим признаком является трудность при глотании;
  • Мозжечковая соответственно возникает при поражении мозжечка, характеризуется медленной речью с меняющейся громкостью;
  • Корковая – результат поражения отделов коры мозга, которые отвечают за участвующие в артикуляции мышцы. Общая структура слов сохраняется, но слоги произносятся неправильно;
  • Псевдобульбарная дизартрия возникает у детей при центральном параличе мышц. Характерным симптомом этого вида является монотонность речи;
  • Экстрапирамидная, или подкорковая, гиперкинетическая развивается в результате нарушений, локализованных в подкорковых узлах. Речь становится смазанной, приобретает носовой оттенок, невнятна;
  • Паркинсоническая возникает при паркинсонизме, сопровождается замедленной и невыразительной речью;
  • Холодовая – признак миастении – нервно-мышечного заболевания;
  • Стертая форма дизартрии характеризуется у детей нарушениями произношения свистящих и шипящих звуков.

Каждая из форм заболевания по-разному себя проявляет, требует индивидуального подхода в каждом конкретном случае. С помощью ряда анализов и исследований, проводят тщательную диагностику в условиях стационара. Кроме того, составляется речевая карта для ребенка с дизартрией, которая позволит логопеду определить курс терапии.

Если стертая или холодовая формы хорошо поддаются коррекции у логопеда, то бульбарная и псевдобульбарная часто остаются навсегда. В первом случае ребенок может нормально посещать детский сад и школу, во втором – специальные учебные учреждения. Кроме того, большую роль играет и причина, вызвавшая нарушение.

Причины дизартрии:

  1. Органическое поражение центральной нервной системы (ЦНС), когда мимические мышцы частично или существенно ограничены в движениях, детский церебральный паралич (ДЦП);
  2. Тяжелые повреждения головного мозга или его отдельных участков по причине внутриутробной инфекции, недоношенности, родовой травмы, несовместимости резус-факторов, патологиями развития плаценты, асфиксией, токсикозом беременной;
  3. Менингит, энцефалит.

Данное заболевание требует тщательного обследования в условиях стационара, так как патология связана с головным мозгом и ЦНС. Врачи должны осуществить системный подход, разработанный логопедами, при котором учитывают как специфику речевых, так и других нарушений, общее психоневрологическое состояние малыша и его возраст. Логопедом составляет индивидуальная речевая карта.

Сегодня в медицине разработаны эффективные методы ранней диагностики. В обследование включается посещение таких врачей как психолог, логопед, терапевт, психоневролог, психотерапевт, дефектолог и многие другие – в зависимости от вида патологии.

Признаки и симптомы дизартрии у детей

Существует ряд характерных явлений, благодаря которым можно выявить наличие заболевания, когда оно еще на ранней стадии. Полная характеристика, конечно же, составляется докторами, но некоторые признаки родители могут увидеть сами.

Главным симптомом является нарушение звукопроизношения. Также сбивается речевое дыхание, голос, ритм, темп, мелодичность речи.

  • Слабость артикулярных мышц может проявляться по-разному: губы не смыкаются, вялые или слишком плотно сжатые, язык вываливается наружу при открытом рте, бывает повышенное слюноотделение;
  • Говор в нос без признаков насморка или гайморита;
  • Звуки в словах искажены, заменены на другие, пропускаются. При этом страдает не один звук, а несколько или сразу все;
  • Нарушение речевого дыхания: к концу фразы тон затухает, в средине разговора ребенок начинает задыхаться, часто дышать;
  • Нарушение голоса, он становится слишком высоким или писклявым;
  • Страдает мелодичность речи: больной не может изменять высоту тонов, то есть говор монотонен, поток слов или быстрый, или замедленный, однако в обоих случаях непонятный.

Если обращать внимание на эти явления, то нарушения будут заметными еще в раннем возрасте. Своевременное обращение к специалистам в некоторых случаях позволит подготовить ребенка к обучению в обычной школе.

Многие больные, страдающие дизартрией, учатся в обычных школах, но только если было проведено лечение. Если форма заболевания не поддается коррекции, то ребенок должен будет обучаться в специализированных заведениях, так как нарушения речевого аппарата не позволят полноценно овладеть навыками письма и чтения.

Лечение дизартрии у детей

Такая патология требует комплексного подхода. Логопедическая коррекция сочетается с ЛФК и медикаментозным лечением.

  1. Логопедия. Врачи-логопеды, корректируя нарушение, занимаются всеми сторонами детской речи: фонетическим слухом, словарем, грамматическим строем. Обычно для этого создают специальные группы в дошкольных учреждениях и речевых школах. Преимущественно используются игровые методы коррекции, так как работа все-таки проводится с детьми. Применяются как компьютерные тренажеры, так и разнообразные программы с помощью которых можно быстро справиться с обнаруженными проблемами;
  2. Медикаментозное лечение разных форм дизартрии у детей предполагает назначение препаратов группы ноотропов. Они специфически воздействуют на высшие функции головного мозга, улучшают умственную деятельность и память, чем значительно облегчают процесс обучения, а также стимулируют интеллектуальную деятельность и познавательные функции. Например, самыми распространенными и эффективными являются глицин, фенибут, энцефабол, семакс, кортексин, церебролизин, церепро, пантограм (гопантеновая кислота). Медикаментозное лечение должно проводится под строгим лечением врача, ведь только специалист подберет оптимальный препарат;
  3. ЛФК. Необходимо заниматься специальной гимнастикой – артикуляционной. Цель такого мероприятия – укрепление лицевых мышц. Также показан точечный и логопедический массаж. Детки должны выполнять упражнения с пальчиками.

Профилактика

  • Дети, имеющие предрасположенность к дизартрии (патологии внутриутробного развития, родовые травмы, нейроинфекции и пр.), должны находиться под пристальным вниманием родителей в плане психофизиологического развития.
  • Ухаживая за крохой, необходимо следить за его ритмом жизни, то есть сном и бодрствованием, не допускать воздействия неблагоприятных психологических и физических факторов. Возможно, составленная речевая карта, которую обычно необходима логопедам, позволит родителям следить за развитием ребенка.
  • Такие малыши нуждаются в постоянном общении, с ними нужно больше разговаривать, поддерживать их гуление и лепет в раннем возрасте. Много внимания также уделяется развитию хватательного рефлекса, поощрению исследования разных поверхностей и форм вещей.
  • Необходимо раньше начать читать им книги, описывать и показывать картинки, стараясь получить ответную реакцию.

Заключение

Прогноз исхода заболевания до конца остается неопределенным, потому что дизартрия в процессе прогрессирования предполагает необратимые нарушения разных отделов мозга и ЦНС. В основном целью лечения патологии является формирование у ребенка речи, не мешающей усвоению навыков письма и чтения и понятной окружающим.

Например, легкая стадия (стертая) при раннем начале реабилитации предполагает положительный результат лечения. Большая часть успеха зависит и от усилий самого больного, поддержки близких и родных, благоприятного психосоциального фона.

Если своевременно начать лечение тяжелой формы, то при активной логопедической работе, помещении в специальную школу, можно добиться значительных успехов, заметно улучшив речи.

Напишите, что вы думаете по данной теме. Мы будем рады вашим дизлайкам, лайкам, подпискам, откликам! На нашем сайте, вы сможете узнать еще много полезного для вас. Нашли неточность, напишите, пожалуйста нам! Спасибо, за внимание к нашему сайту и данной статье!

Материалы, размещённые на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остаётся исключительной прерогативой вашего лечащего врача.

Эксперт

психолог, гештальт-терапевт

11 лет

Комментарии

Оставьте свой комментарий
Пока никто не оставил комментариев